Касса филармонии:

+7 (8332) 21-22-40

Касса органного зала:

+7 (8332) 21-22-45

+7 (8332) 77-92-11

Зал органной и камерной музыки


История

В настоящее время в Органном зале с большим успехом проходят концерты не только органистов, но и пианистов, исполнителей на струнных и духовых инструментах, вокалистов, хоровых коллективов и камерных оркестров. Благодаря многочисленным записям на компакт-дисках и теле-радио передачам Концертный зал органной и камерной музыки хорошо известен не только в России, но и за её пределами.

Историко-архитектурный памятник «Александровский костёл» был построен в 1903 году по проекту варшавского архитектора А.Войцеховского. До 1928 года в костёле проходили католические службы. В последующие годы в связи с постановлением Вятского губернского административного отдела о закрытии костёла, здание утратило своё культовое значение и в течение многих лет принадлежало различным организациям.

По инициативе областного управления культуры и Кировского государственного объединённого музея в 1989 году здание было передано под реставрацию с целью создания концертно-выставочного зала органной музыки. В ходе реставрационных работ, производимых строительной фирмой «АРСО» с 1991 по 1993 г.г., костёлу был возвращён его первоначальный облик. Сам концертный зал был полностью реконструирован и украшен новой мебелью, коваными люстрами и роскошными витражами. Кроме этого были проведены современные коммуникации, построены бытовые помещения и подземный переход в зрительный зал.

По специальному заказу в соответствии с великолепными акустическими данными зала немецкое органостроительное предприятие «HUGO MAYER» изготовило и установило здесь концертный орган. Этот сравнительно небольшой инструмент, имеющий два мануала, 26 регистров и 1538 труб, обладает богатым звуковым спектром и представляет многочисленные возможности для музыкального исполнения.

За 20 лет своего существования в органном зале выступили многие именитые российские органисты, а также музыканты из Германии, Италии, Франции, Японии, Китая, Великобритании, Голландии, Дании. Все исполнители отмечают, что зал соответствует европейскому уровню и является одним из лучших залов России в акустическом решении.

Благодаря многочисленным концертам и фестивалям («Вятка-93», «Вятка-94», «Орган XX века», «Северный Орфей», «Органное созвездие», «Российские музыкальные университеты», «Музыка соборов Европы», «Вятка. Германия. Традиции немецких мастеров)) жители провинциального города имеют уникальную возможность услышать блестящую игру выдающихся музыкантов современности.

Орган MAYER

На первый взгляд кажется, что время органостроения остановилось. Одна лишь отливка материала для металлических труб на столе с натянутым полотном происходит почти также как 200 лет назад. Даже во внешнем виде инструмента, его корпусе проглядывают многолетние традиции. Опыт, накопленный за столетия, собран в нашем ремесле, которое несмотря на некоторые современные разработки и новейшие конструкции вновь и вновь обращается к традиционному принципу построения механического органа «шлайфладеноргель».

И мы, органные мастера, призвали себя сегодня привести к полному раскрытию по возможности все преимущества звуковых данных и соединений этой системы, с применением современных машин, компьютера для расчёта вентильного ящика и использования воздуха, вплоть до расчёта мензур, соотношения размеров труб по отношению к помещению, и даже для построения отдельных частей и общей технической стороны с современными компьютердизайн системами.

И, несмотря на это, или скорее именно потому, человек, как композитор и строитель, стоит во главе всей техники. От представлений шестидесятых годов, когда из каждого органа хотели создать универсальный инструмент, уже давно отказались в пользу произведений с индивидуальным звуковым характером и большой своеобразностью.

При строительстве маленького или среднего органа всегда приходится поломать голову. При ограниченности числа регистров трудность заключается в том, чтобы создать целостный звуковой спектр и учесть при этом акустические особенности помещений. Таким образом, мы, профессор Олег Янченко и нижеподписавшийся, создали богатый оттенками инструмент на базисе Rrincipal 8’ на главной клавиатуре и романтично звучащую вторую клавиатуру как механизм изменения звука.

С 24 звучащими регистрами, а это 24 различные звуковые краски и формы труб, разделённые на 2 клавиатуры и педали, орган «MAYER» предоставляет многочисленные возможности для музыкального оформления.

Представлены многие виды труб, цилиндрические открытые и закрытые, полузакрытые, конические и аликвотические, то есть такие, которые начинаются не с основного тона, а с таких интервалов как квинта или терция. Также представлены семейства звуковых тонов: труба, гобой, фагот. Романтические струнные: Salicional и Voix coelestis. Таким образом это инструмент даёт исполнителю возможность представить широкую палитру музыкальной литературы.

Создание этого инструмента также велось по традиционным принципам построения. В тонкую основу органа вмонтирована система клавиатур, кнопки отдельных регистров встроены слева и справа от ручной клавиатуры в боковые доски. Добавочные кнопки из гренадиля с наложенными фарфоровыми листочками придают дополнительную красоту инструменту. Над системой клавиатур можно различить скрытые за тремя подвешенными группами труб жалюзи механизма изменения звука. Трубы второй клавиатуры встроены в ящик, который может с помощью вышеназванных подвижных жалюзи открываться и закрываться так, чтобы изменять силу звучания инструмента.

За тремя большими группами с трубами регистра Principal 8’ под механизмом изменения звука с лицевой стороны органа был встроен вентильный ящик с девятью звучащими регистрами для главной клавиатуры. Обе внешние группы содержат в себе трубы педальной части Octavba? 8’. Педель с остальными регистрами отделена посредством проходного отверстия и находится сзади видимой части инструмента. Сам корпус органа выполнен из дерева дуба. Надеюсь, что инструмент на Вятке привлечёт к себе внимание многих молодых органистов и интерпретаторов.

«Живопись — это искусство художественной передачи увиденного.
Скульптура — искусство создания формы.
Архитектура — это построение зданий.
Музыка — искусство, способное вселить душу в высшую математику.
Построение органа — это искусство, объединяющее в себе живопись, скульптуру, архитектуру и музыку.»
Герд Майер
Органный Мастер
Хойсвайлер, март 1993 г.

 

Диспозиция органа:

I. Manual hauptwerk C-g3
Bourdon 16’
Principal 8’
Holzflote 8’
Octave 4’
Rohrflote 4’
Quinte 2 2/3
Gemshorm 2’
Mixtur 1 1/3
Trompete 8’
Tremulant

II. Manual schwellwerc C-g3
Metallflote 8’
Salicional 8’
Holzgedackt 8’
Voix coelestis 8’
Blockflote 4’
Nazard 2 1/3
Doublette 2’
Terz 1 3/5
Sharff 1’4f
Hautbois 8’
Tremulant

Pedalwerk C-f1
Subbas 16’
Octavbas 8’
Gemshorn 8’
Choralbas 4’
Fagott 16’

Подписаться на рассылку

Наш Сайт использует cookie-файлы. Нажмите «ОК» если вы не против
OK