Касса филармонии:

+7 (8332) 21-22-40

Касса органного зала:

+7 (8332) 21-22-45

+7 (8332) 77-92-11

Вятский симфонический оркестр имени В.А. Раевского станет визитной карточкой Кировской области


21 декабря 2021

Об этом и многом другом в своей статье «Будет ли в Вятке все в порядке?» написало ведущее российское издание, посвященное классической и современной академической музыке «Музыкальное обозрение». Ниже мы публикуем полный текст этой статьи.

Киров — один из типичных российских областных центров, и история городского симфонического оркестра также довольно типична. Он был основан в 1960 как любительский. Вехой в истории коллектива стало приглашение в 1994 на должность главного дирижера Валерия Раевского (до переезда в Киров он работал главным дирижером в Челябинском театре оперы и балета, симфоническом оркестре Чечено-Ингушской филармонии, Бурятском театре оперы и балета). При Раевском оркестр в 1998 получил профессиональный статус, в 2008 вошел в состав Кировской (ныне Вятской) областной филармонии.

В. Раевский возглавлял оркестр до своего ухода из жизни в апреле 2014. После этого руководителем коллектива был назначен Константин Маслюк, который с 2005 был главным дирижером Вятского камерного оркестра (и продолжил с ним работать). Маслюк — пианист и дирижер, выпускник ЦМШ и Московской консерватории, которую окончил у М. Воскресенского и Г. Рождественского. Доцент кафедры камерного ансамбля МГК.

 

Смена караула

Контракт с Маслюком был прекращен 28 августа. И в сезон 2021–2022 Вятский симфонический оркестр вступил с новым руководителем. Им стал Илья Дербилов, 30 июня покинувший пост худрука и главного дирижера Ульяновского симфонического оркестра.

«Когда в сентябре мне сделали предложение возглавить Вятский симфонический оркестр, — рассказал И. Дербилов, — я имел уже ряд предложений, но остановился именно на Кирове, потому что после встречи с министром культуры Татьяной Сергеевной Мазур и губернатором Кировской области Игорем Владимировичем Васильевым мне стало понятно, что у руководства области серьезные намерения и при условии напряженной работы перед коллективом открываются большие перспективы. Но особенно важно то, что у меня будет возможность полностью реализовать модель коллектива, которую я достаточно давно вынашиваю и создать которую, мне практически удалось в Ульяновске. И удалось бы, если бы в работу коллектива не вмешивались люди, абсолютно некомпетентные!

Есть проблемы: оркестр небольшой, укомплектован не до конца. В настоящий момент он насчитывает 50 человек, большая часть из которых совместители. Оркестр был создан как любительский коллектив, и даже после того, как он вошел в состав филармонии, все равно имел некоторые ограничения по части занятости артистов. Нормальная репетиционная работа симфонического оркестра предполагает занятость 4 часа ежедневно на протяжении 6 дней в неделю, а сейчас оркестр репетирует 3 часа 3 дня в неделю».

 

Планы руководства

На встречах директора Вятской филармонии Александра Гаврилина и Ильи Дербилова с министром культуры области Татьяной Мазур, а затем с губернатором Игорем Васильевым и председателем правительства Александром Чуриным были приняты предложения главного дирижера по совершенствованию работы оркестра, а также расширению штатного количества музыкантов оркестра и увеличению финансирования.

С 2022 состав оркестра должен быть расширен до 80 человек, запланированы средства на оплату квартир приглашенным оркестрантам, обновление парка музыкальных инструментов и увеличение зарплаты.

«Расширенный состав оркестра позволил бы исполнять музыку Прокофьева, Шостаковича, Рихарда Штрауса, может быть, Вагнера или Брукнера, — отмечает дирижер. — За несколько лет оркестр станет тем коллективом, которому подвластны практически все жанры.

Сейчас мы с коллективом присматриваемся друг к другу. Говорить о долговременном сотрудничестве можно будет, только тогда, когда все мои условия по заработной плате артистов, увеличению штатного расписания и оснащения оркестра инструментами будут выполнены. Тогда мы проведем большой конкурс на замещение вакантных мест и начнем полноценную работу.

Я убежден, что, если будут достаточные условия для того, чтобы артисты оркестра смогли полностью сконцентрироваться на работе в этом коллективе, то можно достичь серьезных результатов. Дорогу осилит идущий. В Тюмени, в Челябинске это получилось. Мне хотелось бы, чтобы в будущем мы работали в том же ритме и по тому же графику, в котором работают ведущие коллективы страны».

Директор филармонии заявил, что после формирования нового состава планируется присвоить оркестру статус губернаторского, и обратился к губернатору с просьбой поддержать эту инициативу. Глава региона отметил, что изменение статуса оркестра не только повысит уровень оплаты труда музыкантов, но и их ответственность перед зрителем.

В 2024 Кирову (Вятке) исполняется 650 лет. Губернатор И. Васильев обозначил искусство и культуру как приоритетное направление в формировании имиджа региона в ближайшие годы. При подготовке к предстоящим торжествам симфоническому оркестру отводится важная роль: он должен стать визитной карточкой области.

 

Открытие сезона

Вятский симфонический оркестр под управлением Ильи Дербилова открыл сезон 5 октября 2021. В программе симфония № 40 Моцарта, скрипичный концерт № 2 Прокофьева, солист Никита Борисоглебский.

16 сентября 2021 с АСО Саратовской филармонии Илья Дербилов открывал фестиваль «Сотворчество» в Саратове (звучали сочинения Баха, Губайдулиной, Вагнера и коллективное сочинение «Посвящение». К 100-летию Д.Д. Шостаковича). 20 ноября он дирижировал Иркутским губернаторским симфоническим оркестром по приглашению руководителя этого коллектива Илмара Лапиньша (в программе сочинения Моцарта: увертюра к опере «Милосердие Тита», Концерт № 24 для фортепиано с оркестром, Симфония № 25, «Масонская траурная музыка»).

24 ноября И. Дербилов продирижировал АСО Московской филармонии в зале «Филармония-2» имени С.В. Рахманинова. В программе — Первый концерт (солистка Анна Генюшене) и Пятая симфония Чайковского.

С ноября Илья Дербилов также занимает должность художественного руководителя Вятской филармонии.

Источник: 
«Музыкальное обозрение»  № 10 (485) 2021

Подписаться на рассылку

Наш Сайт использует cookie-файлы. Нажмите «ОК» если вы не против
OK